В завершении первого полугодия, 27 декабря для педагогического коллектива состоялось второе занятие методического семинара по теме: «Учебное занятие в условиях реализации модульно-компетентностного подхода».
В начале семинара ЗД по НМР Раменская Л.М. напомнила коллегам о том, что одним из способов формирования компетенций выпускника является создание обучающей среды в образовательном учреждении, обеспечивающей переход на самоуправляемое/самоконтролируемое обучение.
Составляющими образовательного процесса являются:
Поиск форм, методов, средств и технологий обучения, направленных на обеспечение самоуправляемого (самоконтролируемого) обучения, в результате которого сам обучающийся несёт ответственность за своё обучение, профессиональное самоопределение, саморазвитие и самосовершенствование;
Создание условий, максимально приближённых к производственным;
Создание условий для организации самостоятельной деятельности обучающихся при изучении теоретического курса;
Поиск активных способов вовлечения обучающихся в процесс обучения – планирование и прогнозирование своего профессионального развития; организацию своего обучения, построения индивидуальной профессиональной траектории, осуществление самоконтроля, самооценки, самоанализа; выбор методов и средств обучения; активное участие в осуществлении обратной связи;
Поиск способов эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленных на достижение качественных результатов обучения.
Основными этапами учебного занятия (в условиях внедрения модульно-компетентностного подхода) являются:
Целеполагание – на данном этапе обучающиеся самостоятельно определяют и формулируют цели занятия и прогнозируют свои образовательные результаты;
Самостоятельная учебная деятельность – обучающиеся самостоятельно (полностью или частично) усваивают учебный материал, выполняют практические задания, управляют своей учебной деятельностью;
Рефлексия – на этом этапе формируются навыки самоконтроля и самооценки, построение направленной на формирование компетенций будущего работника дальнейшей образовательной траектории с учётом возможных ошибок и недостатков.
Во второй части семинара преподаватель общепрофессиональных и профессиональных дисциплин по электротехнике Предунова В.Г. подробно остановилась на трёх выше названных этапах урока, представив коллегам свою методическую разработку урока комплексного применения знаний, умений по теме: «Классификация электроизмерительных приборов, изучение шкалы прибора».
Этот урок был проведён в группе № ТЭ – 14 первого курса и основной дидактической целью была реализация усвоенных понятий и теорий в практической деятельности студентов. На уроке обучающиеся выполняли сложные комплексные задачи, охватывающие материал нескольких тем учебной программы. Он был проведён в форме практической работы (задания выполнялись индивидуально и в парах), причём, задания были составлены с учётом дифференцированного подхода, поскольку студенты имеют разный уровень подготовки и разные способности.
Структура урока построена в соответствии с его типом. В начале урока студенты самостоятельно определили и сформулировали цели урока, воспроизвели и скорректировали опорные знания, навыки и умения, необходимые им для самостоятельного выполнения практического задания, преподавателем проведена мотивация учебной деятельности, осознание студентами практической значимости знаний, умений и навыков.
Под контролем и с помощью преподавателя студенты самостоятельно выполнили практические задания, проанализировали полученные результаты, отразили их в виде таблиц, графиков и диаграмм и подготовили отчет о способах и результатах выполнения работы.
На этапе рефлексии преподаватель использовала притчу о необходимости получения знаний и постоянного самопознания и самосовершенствования.
Таким образом, на этом семинаре педагогические работники техникума не только повторили теоретические знания об учебном занятии в условиях реализации модульно-компетентностного подхода, но и наглядно увидели один из способов их практического применения на уроках.