17.06.2016  

О профессиональном самоопределении студентов техникума (с заседания педсовета)

 

 

    17 июня 2016 года в ГПОУ «КПТТ» состоялся последний плановый педагогический совет по теме: «Особенности развития субъектных основ профессионального самоопределения студентов техникума в условиях дуальной системы обучения». В работе педсовета приняли участие 33 педагога, руководила работой педсовета директор Макарова Ф.Р.

Традиционно перед началом работы педсовета были заслушаны отчёты по решению предыдущих педсоветов и утверждена рабочая группа по выработке решения данного педсовета.

   Эпиграфом педсовета стало крылатое высказывание Конфуция о воспитании: «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге …».

    В ходе работы педсовета ЗД по НМР Раменской Л.М. был проведён анализ механизмов развития субъектных основ профессионального самоопределения студентов техникума в условиях дуальной системы обучения и определены пути дальнейшего развития субъектных основ профессионального самоопределения студентов техникума в условиях дуальной системы обучения.

    В программе развития техникума, сказано, что дуальная система обладает преимуществами перед «традиционной» системой подготовки тем, что содержание образования соответствует актуальному уровню производства, в обучающем процессе в реальных производственных условиях используются современные оборудования, в качестве преподавателей и мастеров производственного обучения привлекаются инженерно- технический персонал предприятия, сами работодатели оценивают качество подготовки специалистов, что способствует более глубокому освоению выпускником профессиональных компетенций, формированию активной жизненной позиции и становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду.

   Старший мастер Маркова О.В. поделилась наработками в этом направлении, подробно описала условия, организацию и результаты прохождения производственной практики студентами на предприятиях стратегических социальных партнёров техникума.

    В соответствии с графиком учебного процесса студенты техникума в 2015-2016 учебном году прошли производственную практику на 42 предприятиях города, района и края. Для установления устойчивых и взаимовыгодных отношений между предприятием и образовательным учреждением заключены договора как между конкретным студентом и работодателем, так и между техникумом и предприятием, что способствует качественной подготовке будущих специалистов. Все это и является одной из форм дуального обучения студентов.

   В рамках выполнения программы по дуальному обучению между нашим образовательным учреждением и такими предприятиями, как ООО «МК Даурский» (руководитель Шурыгин В.А.) филиал № 3 АО Альянстрансатом в г. Краснокаменске (руководитель Харитонов А.В.), ООО ПКП «Союз и К» (руководитель Тимофеев Г.В.), ООО «Автохозяйство Технологического транспорта» (руководитель Притулин А.А.),  заключены договоры о социальном партнерстве. Достигнута устная договоренность и в настоящее время ведется работа по разработке договора о дуальном обучении наших студентов в Сервисном центре г. Краснокаменска обособленного подразделения ЗАО «Гринатом». По результатам анонимного анкетирования студентов выяснилось, что они с удовольствием проходят практику на предприятиях, преобладающее большинство желает вернуться в те же самые организации. Судя по результатам опроса, студенты, окунувшись в атмосферу трудовых отношений, успешно адаптируются в новом коллективе. Это говорит о том, что большинство наших студентов имеют вполне сформированную мотивацию на дальнейшую трудовую деятельность. В этом заслуга мастеров производственного обучения, руководителей и работников тех предприятий, где студенты проходили практику.

   О результатах мониторинговых исследований студентов первого курса, таких как мотивы выбора профессии и специальности, социальной и профессиональной ориентации студентов техникума сохранности контингента, причинах отсева, готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности рассказала психолог техникума Куликова О.П. Она отметила, что в процессе профессионального обучения в техникуме студенты проходят два уровня адаптации: при принятии роли студента и принятии профессиональной роли. Второй уровень адаптации достигается только на последнем году обучения, когда через систему производственной практики на производстве формируется профессиональное самосознание.

  Выявление профессионально-личностных особенностей студентов позволяет преподавателям техникума активно реализовывать личностно - ориентированную парадигму воспитания. Классный руководитель группы №18 Беломестнова М.Г познакомила педагогический коллектив опытом своей работы в этом направлении со студентами своей группы. В её выступлении красной линией прошло, что для того, чтобы работа по профессиональному самоопределению была эффективной, нужно выстроить четкую, слаженную, целенаправленную и последовательную работу всех участников педагогического процесса. Только поэтапное введение студента в профессию, обеспечит осознанное формирование желания у студента ее получить. Эти факты говорят о том, что одной из важнейших задач педагогов техникума должна быть деятельность по повышению мотивации к профессии, оказание помощи студентам, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении.

   Таким образом, для развития субъектных основ профессионального самоопределения в условиях дуальной системы обучения необходимо включить в программу адаптации студентов первого курса цикл мероприятий, направленных на их профессиональное самоопределение, а для получения обратной связи, открытости, информативности и доступности создать мини-социальную сеть работников техникума, студентов и родителей, что явилось решением данного педсовета.

Жапова Ц.А., методист

Фотоотчёт с заседания педсовета здесь...