С целью анализа результатов реализации подготовительного этапа подпрограммы по теме: «Дуальное профессиональное образование как способ повышения эффективности образовательного процесса подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена на 2015-2020 гг. » к Программе развития техникума был проведён очередной майский педсовет по теме: «Обеспечение современного качества профессионального обучения рабочих кадров, специалистов среднего звена на основе реализации элементов дуальной системы обучения». В ходе педсовета педагогический коллектив провёл анализ факторов, помогающих и препятствующих реализации подпрограммы, определил ресурсы развития инновационной деятельности техникума и механизмы взаимодействия с социальными партнёрами, направленные на обеспечение современного качества профессионального обучения рабочих кадров, специалистов среднего звена в техникуме.
С основным докладом выступила Меньшагина Т.Н., заместитель директора по УПР, которая начала своё выступление с высказывания директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации Наталии Золотаревой, о том, что опыт внедрения модели дуального образования в Германии и других странах мира может быть с успехом применен в России. «Новый Закон об образовании в РФ даёт возможность реализовывать «дуальную модель» подготовки кадров, но, конечно, опыт наших иностранных коллег требует адаптации», - подчеркнула она.
Качественная подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена, соответствующая требованиям работодателей, выход образовательного учреждения на новый уровень партнёрских отношений на основе дуальной системы обучения очень важна для формирования динамической модели успешного рабочего и специалиста.
Для реализации подготовительного этапа подпрограммы выполнены следующие мероприятия:
Разработаны новые учебные планы по профессиям и специальностям. За счет вариативных часов в учебный план внесены дополнительные учебные дисциплины «Основы развития малого и среднего бизнеса в России», «Маркетинг-менеджмент», рассчитанные на изучение малого и среднего бизнеса в России и изучаемые на протяжении всего срока обучения.
Срок обучения по профессиям увеличился на 5 месяцев, т.к. в учебных планах увеличено количество часов на лабораторно-практические занятия и практику. В итоге, теоретический курс составляет 30% от учебного процесса; практический курс – 70%, в том числе практика и ЛПЗ.
В рамках профессионального цикла реализация дуального обучения по профессии «Оператор процессов колбасного производства», специальностям «Технология мяса и мясной продукции», «Монтаж и наладка промышленного оборудования» осуществляется в пределах времени, отведенного на учебную и производственную практики, а так же лабораторно-практические занятия на базе социального партнера.
Элементы дуального обучения вносятся в освоение профессий и специальностей технического цикла, а именно «Автомеханик», «Мастер по обработке цифровой информации», «Машинист ДиСМ», «ТОРА», «ТЭПТДСМиО».
По профессиям и специальностям в соответствии с ФГОС разработаны контрольно-оценочные средства, методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных и практических работ.
С формами взаимодействия техникума с социальными партнёрами с учётом взаимных интересов, проблемами, возникающими при внедрении элементов дуального обучения в образовательный процесс и путями их решений познакомили коллектив старший мастер техникума Маркова О.В. и менеджер по персоналу ООО «Мясокомбинат «Даурский» Суняйкина Л.В.
Далее, Жапова Ц.А., методист техникума ознакомила коллег с возможностями дистанционного обучения через развитие информационного пространства техникума, поскольку, одним из приёмов и методов дуального обучения является овладение педагогическими работниками технологии дистанционного обучения.
Опытом создания электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) по профессии «Оператор процессов колбасного производства» поделилась Эпова М.Н, преподаватель спецдисциплин. Она подчеркнула, что конструирование ЭУМК, состоящего из совокупности учебно-методических материалов, предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента.
Анализ состояния кадрового ресурса техникума и его филиала в г. Борзя представила Раменская Л.М., ЗД по НМР. Она отметила, что перед коллективом стоит большая работа по подготовке педагогов к аттестации на квалификационные категории, по прохождению курсов повышения квалификации, по транслированию опыта работы на различных уровнях через различные формы.
В заключение педсовета, Меньшагина Т.Н. привела высказывание В.В. Путина, подтверждающего актуальность рассматриваемой проблемы: «Знаю, что у вас есть конкретные предложения по развитию в России <…> дуального образования. Собственно говоря, всё новое – это хорошо забытое старое, у нас в ПТУ так было всегда: ребят готовили там, и они проходили практику на предприятиях» и остановилась на перспективах развития инфраструктуры в г. Краснокаменск и Краснокаменском районе, что позволит найти техникуму новых социальных партнеров, расширить дуальное обучение профессионального образования.
Раменская Л.М., ЗД по НМР
Фотоотчёт с педсовета здесь...